Правдивая история.

 

НАЗВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

Название седьмого дня недели, на иврите шабат (благодаря которому и возникло русское слово “суббота”), происходит от корня слова лишбот, значение которого - прекращать творческую деятельность или отдыхать после работы.

Началом шабата – седьмого дня недели – считается вечер пятницы (шестого дня недели). В большинстве общин мира вне Израиля принято, что за восемнадцать минут до захода солнца в данной местности (шкия) женщины отмечают наступление субботы, зажигая дома субботние свечи. А для мужчин наступление субботы знаменуется чтением в синагоге девяносто второго псалма мизмор шир лейом шабат (песни в честь субботы) в ходе кабалат шабат (встречи субботы). Многие принимают на себя соблюдение заповедей этого святого дня раньше, а заканчивают позже времени, определяемого законом, выражая этим свою любовь к субботе.

ЗАПОВЕДИ ШАБАТ

ПОЗИТИВНЫЕ ЗАПОВЕДИ

Мицва 154:

Отдых в субботу. “А в седьмой день отдыхай” (Шмот, 23:12).

Мицва 155:

Делать шабат святым. “Помни день субботний, чтобы его освящать (хранить его святость)” (Шмот, 28:50).

НЕГАТИВНЫЕ ЗАПОВЕДИ

основные категории деятельности, запрещенные в субботу.

Мицва 320:

Запрещено работать в субботу. “Не делай никакой работы в шабат” (Шмот, 20:10).

Мицва 321:

Запрещено выходить за пределы разрешенной дистанции от границ города в субботу. “Пусть никто не выходит из этого места в седьмой день” (Шмот, 16:29).

Мицва 322:

В субботу запрещено зажигать огонь. “Не зажигайте огонь в ваших поселениях в субботу” (Шмот, 35:3).

 

ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ШАБАТ

1.            Помнить день субботний

К этой заповеди относится зажигание субботних свечей; произнесение Кидуша (освящение, выделение субботы); особые молитвы субботы и три обязательные трапезы, а так же авдала (отделение субботы от будних дней) и мелава малка (трапеза для праздничных проводов царицы-субботы).

2.            Соблюдение субботы .

Отстранение от творческих дел, разделенных на 39 основных категорий и их производных. К ним относятся, например, запрет зажигать свет в субботу, водить автомобиль, заниматься садовыми работами, письмом, бизнесом и т.д.

3.            Почитание субботы

К этому относится приготовления к субботе, например, уборка дома; накрывание на стол; приготовление еды на субботу; купание и одевание особой одежды. “Тот, кто работает перед наступлением субботы, будет есть в субботу”.

4.            Радость субботе

Мы радуемся субботе и когда едим вкусную пищу ( особые, субботние блюда: чолнт, кугель, кишке, цимес и др.), и когда учим Тору. Мы стараемся создать радостную субботнюю атмосферу. Многие спят в субботу после полудня, чтобы отдохнуть и восстановить энергию.

 

КАНУН СУББОТЫ – erev_Shabbat.gif (241 bytes)ЭРЕВ ШАБАТ

1.                       Чтение параши (недельного раздела Торы) – дважды с комментарием.

2.                       Зажигание свечей (адлакат нерот).
Хозяйка дома зажигает две свечи, этим для нее начинается суббота. Некоторые зажигают еще по одной свече за каждого из детей.

3.                       Шир аширим - “Песнь песней”, написанная царем Шломо, символически повествует о любви между Б-гом и еврейским народом.

4.                       Кабалат шабат – состоит из шести псалмов, соответствующих шести дням Творения, за ними следует Леха доди – приветствие царицы субботы. Чтение Теилим 92 и 93 знаменует при этом наступление субботы для мужчины.

5.                       Баме мадликин – во многих общинах принято читать прямо перед мааривом (вечерней молитвой) вторую главу из Мишны, трактат Шабат, которая начинается с этих слов и разбирает относящиеся к субботе законы.

ВЕЧЕР СУББОТЫ (В ПЯТНИЦУ) – Friday_night.gif (233 bytes)ЛЕЙЛ ШАБАТ

1.                       Шабат маарив – вечерняя молитва в синагоге.

2.                       Биркат абаним – благословение детей.

3.                       Шалом алейхем – песня, благословляющая ангелов, приходящих в субботу.

4.                       Эшет хаиль – песня из Мишлей (притчей царя Шломо), состоящая из двадцати двух фраз, прославляющих доблестную жену.

5.                       Кидуш – освящение субботы над бокалом вина. Это воспоминание о Творении мира и о том, как Б-г вывел нас из Египта.

6.                       Сеуда – праздничная трапеза в честь субботы.

а) Участники идут после Кидуша совершить омовение рук с благословением, а потом хозяин дома говорит браху Амоци над двумя халами.

б) Диврей Тора (слова Торы) принято говорить за столом. Обычно они касаются недельного раздела Торы. Детям задают вопросы о том, что они учили в школе.

7.                       Змирот – с радостью поют субботние песни, многочисленные и разнообразные мелодии которых распространены среди евреев по всему миру. (На каждой из субботних трапез принято петь особые, очищающие и возвышающие душу песни, полные глубоких символов и цитат из Танаха, которые благословляют Всевышнего и указывают еврею его путь в мире.)

8.                       Шир амаалот, биркат амазонШир Амаалот - “Песня возвышения” или “ступеней” - это теилим (псалом), который читают в праздники перед биркат амазон - “благословением после еды” (еды с хлебом). В субботнее благословение включены дополнительные вставки на этот день.

УТРО СУББОТЫ – Shabbat_Morning.gif (289 bytes)ШАБАТ БАБОКЕР

1. Шахарит – утренняя молитва.

а) Биркат ашахар – утренние благословения.

б)Песукей дезимра – псалмы, восхваляющие Всевышнего.

б) Шма и благословения.

в) Амида – в субботу в ней только семь благословений, в отличие от будничной Шмоне эсре, состоящей из восемнадцати брахот. Утренняя молитва в шабат соответствует первой жертве, которую приносили каждый день утром в Храме в Иерусалиме – тамид (постоянной жертве).

ЧТЕНИЕ ТОРЫ – Torah_Reading.gif (330 bytes)КРИЯТ А-ТОРА

1.                       Вынос Торы – Моше рабейну постановил, чтобы Тору читали утром в шабат, в понедельник и в четверг.

2.                       Вызов семи алийот (“восхождений”) – Недельная параша Торы делится на семь частей, и семи людям оказывают почет, вызывая их (давая им возвыситься, подняться) к свитку Торы, чтобы они прочли отрывок из Торы или, как обычно делают теперь, стояли рядом с тем, кто читает вместо них.

3.                       Мишеберах (“Тот, Кто благословил” наших праотцев, благословит и вызванного к Торе) – Это древний обычай после чтения отрывка Торы благословлять вызванного к Торе и его семью. Ему при этом предоставляется возможность дать цдаку (пожертвование) на доброе дело.

4.                       Мафтир - (завершение, повторное чтение заключительных фраз последнего седьмого отрывка недельного раздела) не включается в семь алийот.

5.                       Агва и глила – поднятие и свертывание свитка Торы.

6.                       Чтение афтары – Тот, кого вызвали к чтению мафтира, обычно читает афтару. Это тщательно подобранный отрывок из книги Невиим (Пророков), который заменял чтение Торы во времена злодея греко-сирийского царя Антиоха, который в 165 году до начала европейского летоисчисления издал запрет читать Тору в синагогах. Когда этот запрет со временем утратил свою силу, было решено сохранить чтение этих отрывков из Пророков после обычного чтения недельного раздела Торы. (Книги Пророков основываются на Торе и раскрывают ее, поэтому чтение афтары и постижение ее связи с текстом Торы имеет глубокий смысл.)

7.                       Йекум пуркан - молитва о благополучии Израиля и страны проживания; Ав арахамим - “Отец милосердный”; Ашрей -

После чтения Торы и афтары произносят несколько молитв, благословляющих тех, кто поддерживает Тору, изучая ее, обучая ей и давая средства на обучение.

8.                       Тора возвращается в арон кодеш - Ковчег, специальный украшенный шкаф, где хранятся свитки.

Musaf.gif (182 bytes)МОЛИТВА МУСАФ

1.                       Мусаф амида – Дополнительная молитва, всегда состоит из семи благословений и соответствует мусафу - дополнительным жертвоприношениям в Храме, которые приносили в субботу.

2.                       Утренний кидуш – второй кидуш, который установили мудрецы, читают перед началом второй, утренней, трапезы субботы.

3.                       Вторая заповеданная трапеза – Во многих домах принято с древних времен есть в это время чолнт – особое блюдо, которое до наступления субботы готовят из мяса и бобов, часто с добавлением картофеля, и так далее, и держат, пока не приступили к еде, на горячей плите. (На печи, на покрытой металлическим листом газовой плите или на специальной электроплите, мармите, температура которого ниже ста градусов. Конечно, запрещено в субботу регулировать огонь или электричество.)

4.                       Диврей Тора, змирот, биркат амазон – сопровождают вторую субботнюю трапезу так же как и первую.

СУББОТА ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ - Mincha.gif (179 bytes)МИНХА

1.                       Молитва минха - Она соответствует ежедневному полуденному жертвоприношению в Храме, тамид.

2.                       Крият атора – К Торе вызывают троих: коэна, леви и исраэля (не коэна и не левита). Это чтение учредил Эзра а-Софер, мудрец и пророк, который вывел евреев из Вавилона и отстроил Второй Храм.

3.                       Шалош сеудот – Третья обязательная трапеза субботы со своими субботними песнями.

ИСХОД СУББОТЫ - Motzei_Shabbat.gif (293 bytes)МОЦЕЙ ШАБАТ

1.                       Молитва маарив – Обычная вечерняя молитва с некоторыми добавлениями. В молитву Шмона эсре включается вставка авдала, которая отделяет субботу от будних дней. Другие добавления – виги ноам, теилим 67 и веата кадош.

2.                       Авдала – церемония отделения субботы от будней.

а) Наливают до краев бокал вина и зажигают свечу с несколькими фитилями. Под рукой находится коробочка со сладко пахнущими специями.

б) Иней кэль ишуати эвтах – “Вот, Б-г спасения моего” - так начинается авдала, затем произносят благословение на вино.

в) Говорят браху над благовониями. Их запах должен служить нам утешением в момент ухода с наступлением буден дополнительной субботней души (нешама йетера).

г) Произносят благословение над огнем свечи из нескольких фитилей. При этом руку подносят к огню, чтобы его отражение стало видно на ногтях, - это символизирует контраст между светом и тьмой.

д) Заключительная браха благословляет Творца, Который разделяет между святым и светским, светом и тьмой, Израилем и другими народами, седьмым днем покоя и шестью рабочими днями.

е) Затем пьют вино.

3. Мелава малка - “Проводы царицы-субботы” - это особая трапеза, которую многие устраивают в моцей шабат (на исходе субботы). Некоторые называют ее “сеудат Давид амелех” (трапеза царя Давида). Давиду было предсказано, что он умрет в шабат, и с этого дня до самой смерти на исходе каждой субботы он устраивал праздничную трапезу, благословляя Всемогущего за то, что Он дал ему прожить еще неделю. Для этой трапезы тоже есть особые змирот.

 

 

Hosted by uCoz